Целищева Людмила
15 июля 2013УЭК для электронного документооборота
Таким образом, УЭК может смело использоваться для подписи электронных документов с соблюдением юридической значимости подписываемых документов, поскольку подпись на УЭК является квалифицированной. Единственное, надо помнить, что УЭК выдается физическому лицу, а значит, сертификат подписи не включает данных об организации, даже если у физлица есть письменная доверенность действовать от лица компании.
И как у любого сертификата подписи, у УЭК есть свои ограничения. Все-таки это универсальная карта, а не универсальный сертификат подписи с полномочиями, которые применимы для любой информационной системы (ИС) и бизнеса. Во-первых, стоимость сертификата, применимого для разных ИС, довольно-таки высока, а во-вторых, карта УЭК, как и сертификат подписи на ней, выдается бесплатно, что уже делает получение карты выгодным.
Теперь попробуем разобраться в ограничениях и возможностях карты в вопросе электронной подписи.
В сертификате подписи УЭК в поле «Использование ключа» вписаны базовые полномочия «Цифровая подпись, Неотрекаемость», которые соответствуют совокупности базовых объектных идентификаторов OID:
1.3.6.1.5.5.7.3.4 - Защищенная электронная почта;
1.2.643.2.2.34.6 - Пользователь Центра Регистрации, HTTP, TLS клиент;
1.3.6.1.5.5.7.3.2 - Проверка подлинности клиента.
Таким образом, сертификат подписи УЭК позволяет работать в тех ИС, которые не предъявляют иных требований к полномочиям, указанным в свойствах сертификата. Вероятнее всего, со временем будет возможно работать с электронной подписью на УЭК с бОльшим количеством контрагентов, когда будет создана инфраструктура на государственном уровне, обеспечивающая применение УЭК без указания в ее сертификате полномочий подписанта, за счет законов и подзаконных актов.
Однако если обратиться к действующему законодательству, то можно выяснить, что согласно п. 2 ст. 160 ГК РФ, использование электронной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. И наиболее важным моментом является волеизъявление сторон в обмене «электронными документами», заверенными ЭП, т.е. документы, подписанные ЭП, могут быть использованы во всех видах гражданско-правовых сделок.
А для этого участники системы документооборота должны договориться об условиях, при выполнении которых они будут принимать к исполнению документы, удостоверенные ЭП. Для этого они должны заключить между собой соглашение. Данный документ является основным организационным моментом в применении ЭП. Это определяется нормами действующего законодательства РФ (Гражданский кодекс, ФЗ «Об электронной подписи» и т.д.). Без такого соглашения ни один суд не примет электронный документ, удостоверенный ЭП, в качестве письменного доказательства.
Соглашение должно регламентировать все аспекты применения ЭП для удостоверения документов, в том числе технические. К основным аспектам, раскрываемым в соглашении, относятся:
• детализированные условия равнозначности ЭП собственноручной подписи;
• кто выступает в системе в качестве удостоверяющего центра;
• какие средства ЭП используются в системе;
• какие типы документов в электронной форме удостоверяются ЭП и применяются к исполнению или к сведению;
• порядок разрешения конфликтов/споров, связанных с применением ЭП.
Таким образом, если соблюдены все эти требования, можно говорить об организации юридически значимого документооборота.
Но все вопросы, которые касаются электронного документооборота, чаще всего связаны с обменом документами между юридическими лицами и, в первую очередь, с обменом первичной финансовой документацией, будь то счета или счета-фактуры. И плюс в том, что ситуация более или менее проясняется, поскольку часть компаний уже перешла на электронную сдачу отчетности, и уже на многие вопросы нашлись ответы. Однако, когда речь заходит об электронном документообороте с участием физического лица, то вопросов по-прежнему остается больше, чем ответов.
В первую очередь, это связано с тем, от чьего имени действует физическое лицо в процессе документооборота: от своего или от имени юридического лица. Здесь есть два варианта. Первый - это случай, когда физлицо имеет право подписывать документы от имени организации на основании учредительных документов юридического лица или доверенности, которая находит свое отражение в сертификате электронной подписи, включающего определенные полномочия, которыми обладает подписант. Но как мы уже указали выше, УЭК не позволяет добавлять или ограничивать полномочия подписанта, поскольку предполагает использование ее от имени владельца карты.
Возможным решением для использования УЭК в документообороте от имени уполномоченного организации может быть дополнительное соглашение, которое бы уполномочивало того или иного сотрудника подписывать документ с использованием ЭЦП на УЭК и указанием его должности и полномочий в соглашении без добавления их в сам сертификат подписи. Естественно, что это может вызвать некоторые сложности с принятием подписанных документов контрагентами, однако, решение есть и его стоимость будет намного ниже, чем закупать несколько сертификатов подписи для разных лиц, которые уполномочены подписывать документы от имени организации.
Второй случай использования сертификата физическим лицом - это подпись документов от своего имени. И в этом случае владелец карты УЭК имеет право подписывать документы без соблюдения дополнительных условий, которые предъявляются к подписи юридического лица. Здесь есть две возможности: использование УЭК с целью обеспечить корпоративную неотрекаемость или для применения ЭП при взаимодействии с другими юридическими лицами в условиях признания подписи равнозначной собственноручной.
В первом случае – это чаще всего внутрикорпоративный документооборот, в котором обмен подписанными документами регулируется на уровне администрации или руководства, без привлечения суда для разрешения конфликтных ситуаций. УЭК – это простой и дешевый способ для организации документооборота внутри компании, который позволяет при этом придать отправляемым документам юридическую значимость.
Второй случай включает некоторые тонкости при работе непосредственно с картой УЭК. Условия равнозначности собственноручной подписи – это условия работы с электронными документами на более высоком уровне, когда конфликтные ситуации разбираются в суде и подписанные документы признаются полноценными документами, имеющими юридическую силу. И юридически значимый документооборот должен организовываться в соответствии с нормами законодательства РФ, включая нормы закона «Об электронной подписи». И компании, организующие электронный документооборот с физическими лицами, могут предъявлять особые требования как к самой подписи, так и к документам, которые включены в соглашение, заключаемое между сторонами.
И в этом случае нужно обратить внимание, соответствует ли сертификат подписи на УЭК тем требованиям, которые предъявляет та или иная организация. Часто бывает, что требования настолько специфические, что нужен специальный сертификат подписи именно для этой цели взаимодействия с этой определенной организацией, так что любой сертификат может оказаться неподходящим и придется покупать новый. Но надо отметить, что УЭК все-таки является приоритетным направлением в развитии электронного документооборота в России, поэтому сферы ее применения должны только расширяться с каждым днем.
Комплект КриптоАРМ УЭК
Специально для владельцев карт УЭК, мы выпустили комплект КриптоАРМ УЭК, который позволяет:
- получать доступ на сайты, поддерживающие авторизацию через УЭК (gosuslugi.ru, roi.ru и др)
- использовать карту как создания и проверки усиленной квалифицированной электронной подписи
- использовать карту для юридически значимого обмена электронными документами