Оформить заказ Продолжить покупки
x

Категории

  • Электронный документооборот
  • ОС и офисные приложения
  • Мобильные приложения
  • Автоматизация бизнеса
  • Готовые решения
  • Умный дом и интернет вещей
  • СКУД и видеонаблюдение
  • Средства защиты информации
  • Сервис

Квалифицированная электронная подпись: зачем нужна и где использовать?

Согласно статье 5 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», для идентификации юридических и физических лиц могут использоваться три формы ЭП:
  • Простая электронная подпись
  • Подтверждает факт формирования подписи c помощью логина и пароля. Как таковой, криптографической электронной подписи в этом случае не используется.

  • Усиленная неквалифицированная электронная подпись
  • Подтверждает факт формирования подписи определенным лицом и неизменность документа с момента подписания. Законодательно разрешена при оформлении документов, не требующих обязательного наличия печати. Подпись создается с помощью криптографических средств, но для формирования подписи можно использовать сертификат, выданный в неаккредитованном удостоверяющем центре.

  • Усиленная квалифицированная электронная подпись 
  • Квалифицированная подпись создается с помощью подтвержденных ФСБ криптографических средств и имеет сертификат от аккредитованного удостоверяющего центра, выступающего гарантом подлинности подписи. Электронный документ, подписанный КЭП, во всех случаях приравнивается законодательством к бумажному документу с собственноручной подписью. Квалифицированная подпись признается действительной до тех пор, пока решением суда не установлено иное

Какие Удостоверяющие Центры являются аккредитованными? 

Аккредитация удостоверяющего центра проводится уполномоченным федеральным органом Минкомсвязи России. Минкомсвязи фактически определяет, достоин ли удостоверяющий центр доверия, ведь сертификат удостоверяющего центра будет гарантом безопасности для двух заинтересованных сторон.

Помимо минимальной суммы чистых активов (не менее 1,5 млн рублей) претендующий на аккредитацию УЦ должен также иметь в штате не менее 2 сотрудников, непосредственно осуществляющих создание и выдачу сертификатов ключей проверки электронных подписей.

Список аккредитованных Удостоверяющих Центров можно скачать на сайте Минкомсвязи или на сайте Госуслуг

Если вы сомневаетесь, выдан ваш сертификат электронной подписи аккредитованным УЦ или нет, то на сайте Госуслуг есть страница проверки подлинности

Где можно использовать электронную подпись и какую именно?

Обращение за получением государственных и муниципальных услуг


Виды электронных документов, представляемых заявителями при обращении за предоставлением государственной или муниципальной услуги

Виды электронной подписи

В случае предоставления справочной информации (без выдачи документов)

В случае необходимости обязательного личного присутствия заявителя (его представителя) и предъявления им основного документа, удостоверяющего его личность (документа, подтверждающего правомочие)

В остальных случаях

1.

Запрос заявителя

Простая электронная подпись

Усиленная квалифицированная электронная подпись

2.

Согласие заявителя на обработку личных персональных данных

Простая электронная подпись

Усиленная квалифицированная электронная подпись

3.

Согласие на обработку персональных данных лица, не являющего заявителем (не распространяется на лиц, признанных безвестно отсутствующими, и на разыскиваемых лиц, место нахождения которых не установлено)

Усиленная квалифицированная электронная подпись

4.

Документы в электронной форме, удостоверяющие определенные юридические факты, информация о которых необходима для оказания государственной или муниципальной услуги

Усиленная квалифицированная электронная подпись

5.

Электронные копии документов, подтверждающих согласие на обработку персональных данных лица, не являющегося заявителем, либо документов, удостоверяющих определенные юридические факты, информация о которых необходима (либо предоставлена) в случае:

Усиленная квалифицированная электронная подпись

а) если предусмотрено требование о предоставлении оригиналов или нотариально заверенных копий документов

Усиленная квалифицированная электронная подпись

б) если не предусмотрено требования о предоставлении оригиналов или нотариально заверенных копий документов

Простая электронная подпись

Обмен документами с кредитными организациями при использовании системы "Банк-Клиент"

  • При документообороте с Банком России закреплена обязательность использования квалифицированной усиленной электронной подписи
  • Коммерческим банкам при оформлении системы "Банк-Клиент" предоставлено право определять вид используемой электронной подписи в договоре с клиентом.  Большинство банков также устанавливают требования о применении усиленной квалифицированной электронной подписи.
Помните, что платежное поручение может быть подписано корректной электронной подписью, но при этом фактически его подписал получивший доступ к электронной подписи мошенник. Владельцы сертификата ключа подписи в такой ситуации нередко обращаются в суд, полагая, что банк не выполнил свою обязанность по обеспечению сохранности их денег и безопасности доступа к ним. В таких случаях, судя обычно занимают сторону банка, поскольку клиент обязан обеспечивать конфеденциальность ключей электронных подписей, и если ключ утерян или был скомпрометирован - уведомлять удостоверяющий центр об этом. 

Чтобы избежать такой ситуации, мы рекомендуем пользоваться токеном для хранения ключей электронной подписи - в этом случае в случае утери токена, злоумышленник не сможет воспользоваться вашим сертификатом, поскольку не будет знать пин-код доступа к токену. 

Организация юридически значимого электронного документооборота

Ст. 6 Федерального закона "Об электронной подписи" установила, что документы, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью, признаются равнозначными собственноручно подписанному бумажному документу. 

Для организации ЮЗЭД также можно использовать простую или неквалифицированную электронную подпись, однако обязательно должен быть установлен порядок проверки подписи. Если же участники электронного взаимодействия договорились об использовании простой электронной подписи, то подобное соглашение должно также предусматривать правила определения подписавшего документ лица по его простой электронной подписи и обязанность сторон по соблюдению конфиденциальности ключа подписи.

Использование электронной подписи для торгов

Последняя редакция ФЗ  № 94 требует оформления для этих целей усиленной электронной подписи в соответствии с условиями функционирования электронных площадок. 

Сдача отчетности в государственные органы

Необходимым условием подачи отчетности в электронной форме является наличие усиленной квалифицированной электронной подписи.

Использование электронной подписи в удаленных трудовых отношениях

В апреле 2013 года, ТК РФ был дополнен гл. 49.1 "Особенности регулирования труда дистанционных работников". Обмен электронными документами между работодателем и сотрудником должен происходить с использованием усиленных квалифицированных электронных подписей (ст. 312.1).


Поделиться